Многофункциональный Метеорологический Комплекс (ММК) «МИТРА R5R» является специализированной версией ММК «МИТРА R, созданной для построения надежных, отказоустойчивых прикладных сетей метеорологической связи.

Автоматизированная система передачи данных (АСПД) Росгидромета начала создаваться еще в 70-е годы прошлого века на базе телеграфных и телефонных линий связи сравнительно низкой пропускной способности. В основу ее архитектуры были заложены принципы построения Глобальной системы телесвязи (ГСТ) ВМО. Главный из них, это принцип коммутации сообщений, заключающийся в том, что каждое поступившее в узел системы сообщение запоминается в буфере и ставится в очередь в другие каналы на основе заранее сформированной таблицы коммутации без установления предварительного соединения с получателем. 

Изначально топология АСПД строилась по принципам иерархической звезды (комбинация звезд с несколькими уровнями иерархии), в каждом узле которой функционирует Центр коммутации сообщений (ЦКС) . В теории графов такая топология получила название - дерево. При этом выделялись узлы федерального, регионального и областного уровней. Главным образом это было обусловлено административным делением и особенностями каналообразования в СССР. В дальнейшем, по мере повышения пропускной способности каналов связи и массового внедрения специализированных IP маршрутизаторов, в АСПД был осуществлён повсеместный переход на обмен данными между ЦКС по протоколам семейства TCP/IP. Таким образом, в АСПД появилось деление на прикладную и транспортную подсистемы связи. Транспортная подсистема получила название ТККС МЕКОМ, и в дальнейшем выделилась из АСПД и переросла в Ведомственную сеть связи (ВСС) Росгидромета. Важным моментом развития транспортной сети Росгидромета, является то, что переход на цифровые каналы связи не поменял структуру прикладных связей между ЦКС и топологию прикладной метеорологической сети связи в целом. 

Вместе с сохранением в АСПД прикладной топологии типа «дерево» практически с полным отсутствием хордовых связей, сохранились и проблемы, ей присущие. Основным недостатком сетей с древовидной (централизованной) топологией считается низкая живучесть (отказоустойчивость), связанная с неизбежной концентрацией информационных потоков в одном или нескольких узлах. Аварийная ситуация в одном из узлов древовидной сети приводит к невозможности получения и обмена информацией всех узлов, находящихся "ниже" аварийного. Выход из строя узла регионального или федерального уровня может привести к информационному параличу большой части или даже всей АСПД! Именно поэтому, ВМО рекомендует значимые узлы дублировать и разносить в разные районы города.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью констатировать: главная проблема недостаточной надежности АСПД заключается в сочетании используемых устаревших принципов коммутации сообщений, не позволяющих построить полносвязную, надежную сеть. И для повышения надежности сбора и доведения гидрометеорологической информации потребителям необходимо менять эти принципы и переходить на новые технологии передачи данных. Именно с целью реализации современных технологий прикладной связи для обмена метеорологической информации и был разработан комплекс «МИТРА R5R»!

ММК «МИТРА R5R» построен на базе зарекомендовавшего себя базового комплекса ММК «МИТРА R и целиком унаследовал весь его функционал и технические характеристики. Кроме этого, важнейшей из задач, решаемых ММК «МИТРА R5R», является обеспечение гарантированной (высоконадежной) доставки данных, построенных на принципах одноранговых сетей обмена информацией, эффективно использующих возможности полносвязных (full-mesh) IP-сетей на базе цифровых каналов и сетей связи.

 

Разработанная ООО «РМК ТРАСТ» и реализованная в ММК «МИТРА R5R» технология полносвязного обмена метеорологической информацией представляют удачную альтернативу устаревшей технологии коммутации метеорологической информации, на базе которой построена АСПД Росгидромета и ГСТ ВМО. Технологии коммутации метеорологической информации уже не удовлетворяет современным требованиям по следующим основным причинам:

  • системы коммутации метеорологического контента работают по заранее определенной сетевой топологии и не позволяют оперативно изменить ее в случае возникновения аварийной ситуации на одном или нескольких коммутирующих узлов;
  • принципы коммутации метеорологического контента не предусматривают средств обеспечения функций гарантированной доставки метеорологического контента конечному получателю;
  • системы коммутации метеорологического контента не позволяют приемной стороне управлять объемом получаемой информации, часто пользователи и не знают, какая информация им доступна.

Внедрение ММК «МИТРА R5R» позволит избавиться от перечисленных выше проблем.

Программный комплекс «МИТРА R5R» состоит из следующих пакетов:

  • MITRA.ContentRouter – маршрутизатор метеорологического контента (прием, идентификация, рассылка) в форме файлов, сообщений в метеорологических и других форматах с поддержкой следующих протоколов: Socket-Special, Socket-Special 2G, FTP-WMO (клиент-сервер), FTP (клиент-сервер), SMTP (клиент), POP3 (клиент), SMS (прием/передача), Метеоинформ;
  • MITRA.Print – внешний канальный процесс, выполняющий печать текстовых метеосообщений, полученных из очереди подсистемы маршрутизации;
  • MITRA.P2P – прикладной процесс, реализующий обмен файлами и сообщениями на основе технологии полносвязной одноранговой сети;
  • MITRA.DataBase – прикладные процессы, принимающие потоки информации в виде метеосообщений, метеосводок, метеокарт, осуществляющие ее специализированную обработку и накопление в СУБД;
  • MITRA.ConsoleNew – реализует функции сетевого пользовательского интерфейса для доступа к находящимся в очереди абонента сообщениям, автоматизированной подготовки и отправки новых сообщений;
  • MITRA.WebServer – обеспечивает доступ к базам данных метеосообщений, метеосводок и карт для нескольких пользователей с использованием веб-технологий;

Основными задачами, решаемыми ММК «МИТРА R5R», являются:

  • Прием и коммутация метеорологической информации по всем используемым в Росгидромете технологиям: проводные каналы связи (АСПД), КВС «Метеоинформ», сеть Интернет, сеть MeteoNet. Маршрутизация контента может осуществляться как для любых файлов, так и для сообщений в метеорологических и других форматах. 
  • Обмен файлами в сети IP на основе технологии полносвязной одноранговой сети;
  • Метеорологическое обеспечение оперативного персонала всей необходимой информацией, как в виде метеорологических сводок, сообщений и карт, так и в виде файлов, в том числе с использованием веб-технологий;
  • Автоматизированная подготовка и ввод собственной метеорологической информации (фактические наблюдения, прогнозы и т.д.) с помощью клиентского программного обеспечения, обладающего удобным интерфейсом стандартных почтовых программ. При этом пользователю доступны возможности сохранения шаблонов, а также просмотра, поиска и печати сообщений из локальной базы.
  • Возможность автоматической печати метеорологической информации (сводок, сообщений, карт) из очереди абонента.